- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Профилактика агрессивного поведения среди молодежи с девиантным поведением
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005679 |
Тема: | Профилактика агрессивного поведения среди молодежи с девиантным поведением |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Факультет психологии Кафедра специальной психологии КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья» на тему: «Изучение агрессии у подростков с девиантным поведением» Выполнил: студент 2 курса группы 521254 факультета психологии направления «Специальное (дефектологическое) образование» профиля «Специальная психология» Панферов Денис Васильевич Научный руководитель: доцент кафедры специальной психологии, к. философ. н. Сороцкий М. С. Тула – 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 5 1.1. Понятие и сущность агрессивного поведения 5 1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков 11 1.3. Профилактика агрессивного поведения среди молодежи с девиантным поведением 20 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 25 2.1. Методы проведённого исследования 25 2.2. Анализ результатов исследования 28 2.3. Рекомендации по нейтрализации агрессивного поведения у подростков 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38 ВВЕДЕНИЕ Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует преподавателей и родителей. Поведение людей по отношению друг к другу выглядит все более деструктивным. Многими исследователями указывается, что агрессивность является одной из важнейших характеристик человеческого поведения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности и ведомости. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Молодежь представляет собой одну из общественных групп, общее развитие которых непосредственно связано с главными тенденциями строительства нового, социального общества. Она является двигателем прогресса в обществе, силой, обеспечивающей движение различных научных и практических целей, источником и носителем разнообразных тенденций, учений, идей, общественных противоречий и проблем. Поэтому именно эта группа представляет особо важный интерес в вопросе изучения агрессивности. Таким образом, можно сделать вывод, что тема курсовой работы в настоящее время достаточно актуальна. Цель данной работы - исследовать особенности агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Рассмотреть понятие и сущность агрессивного поведения. Рассмотреть особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотреть возможности профилактики агрессивного поведения среди молодежи с девиантным поведением. Провести эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков с девиантным поведением. Предмет исследования - агрессивное поведение подростков с девиантным поведением. Объект исследования - Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Тульский областной центр образования» Отделение №2 г. Тула. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; метод обобщения; метод сравнения; качественный и количественный методы обработки данных. Эмпирическое исследование проводилось на базе Государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Тульский областной центр образования» Отделение №2. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 1.1. Понятие и агрессивного поведения Для науки вопрос о агрессивности имеет значение, поскольку ответа на зависит выбор гуманизации общества воспитательных воздействий. Существует основных подхода в природы агрессивности. Первый теории, в которых трактуется как инстинктивное свойство человека. В второго подхода перекликающегося с первым) описывается как реакция на фрустрацию. Третий концепцию, рассматривающие как характеристику формирующуюся в результате научения. Рассмотрим положения отдельно. Первый подход. Психоэнергетическая модель. Основоположником З. Фрейд. (Разрушительные влечения). Вот более ста его теория предметом больших благодаря этому и агрессивность превратились темы рассуждений в научного анализа. Фрейд что в человеке два наиболее инстинкта: сексуальный и инстинкт смерти. Либидо как стремление, с потребностью любить, иметь близость с кем-то. Второй в себе энергию приводить все в состояние безжизненности. Это ненависть. Взгляды З. Фрейда и другими учеными. Например, который утверждал, агрессивный инстинкт значил в процессе выживания и адаптации человека. Но развитие научно-технической и прогресс привели к тормозных механизмов что влечет к внешнему выражению чтобы не вспышка неконтролируемого (принцип парового котла). Однако психологов не такого взгляда человеческое поведение. Во-первых, не отрицается, агрессивность имеет эволюционные и физиологические но осуждается представлений о природе как о чем-то неизменном. Во-вторых, ли агрессия или же поставляет энергию, «Я» эффективно принцип реальности, препятствия на к удовлетворению влечений. Поэтому что агрессивность – сила, с которой выражает свою и ненависть к окружающим самому себе, и с он пытается свои инстинкты. Агрессия – механизмом, благодаря эти инстинктивные направляются на объект, и в первую на людей с их покорения завоевания. Далее психоаналитики отошли фрейдовских всех и стали рассматривать и и социальную сторону агрессивности. Например, А. Адлеру, агрессивность неотъемлемым качеством организующим деятельность. Универсальным живой материи считает соревновательность, за первенство, к превосходству. Более по Адлеру, агрессия (ответная) реакцией человека и бессознательная) на т.к. каждый хочет ощущать субъектом, а не [8, с. 7]. Э. Фромм два различных агрессии. Это – «доброкачественная», служит выживания человека и при исчезновении жизни; и «злокачественная» – жестокость, которая только человеку и различными психологическими и факторами. Фрустрационная (гомеостатическая модель). Эта – противовес теории здесь агрессивное рассматривается как процесс, а не эволюционный. Основоположником Дж. Доллард. Согласно воззрениям, агрессия – не автоматически в организме человека а реакция на – попытка преодолеть на пути к потребностей, достижению и эмоционального равновесия. Эта утверждает, что всегда есть фрустрации, а фрустрация влечет за агрессию. Отсюда схема «фрустрация – которая базируется четырех понятиях: фрустрация, торможение и замещение. Агрессия – навредить другому действиями, как целенаправленный». Фрустрация – когда появляется осуществлению условной реакции. Ее зависит от мотивации, значительности и количества целенаправленных (попыток). Например, – аккуратист приучает ребенка к чистоте, это ни к не приводит, состояния фрустрации у что ведет к и наказанию ребенка. Торможение – тенденция ограничить свернуть действия ожидаемых отрицательных (прямо пропорционально ожидаемого наказания). Например, ребенок получил отметку в школе, по внешней и настроению ребенка это определит, т. к. ребенка наказание. Что в очередь может дополнительную фрустрацию ребенка. Замещение – стремление участвовать в действиях, направленных какого-либо другого а не истинного фрустрации. Например, родителями старший бьет младшего невинного. Одна идей фрустрационной агрессии является катарсиса («очищение – это процесс от накопившихся который приводит к уровня напряжения, ведет к облегчению, в чего достигается равновесие и ослабление к агрессии. Эта так же замечания в свой адрес. Критика на схему – агрессия». Было что люди испытывать фрустрацию, не ведут агрессивно, и наоборот с. 11]. Однако Л. Берковиту свое мнение. Во-первых, ввел новую переменную, характеризующую переживания, возникшие в фрустрации – гнев эмоциональную реакцию фрустрационный раздражитель. Во-вторых, признает, что не всегда реакцией на и может подавляться. Он три поправки в «фрустрация – агрессия»: а) не обязательно в агрессивных действиях, она стимулирует к ним; б) при состоянии агрессия не без надлежащих в) выход фрустрационной ситуации с агрессивных действий у индивида привычку к ним. Можно три типа вызывающих фрустрацию: 1) – отсутствие необходимых для достижения или удовлетворение потребности. Например, хочет есть, а нет. 2) – утрата предметов объектов, ранее потребности. Например, близкого. 3) – одновременное существование несовместимых друг с побуждений. Например, не может любимую женщину, т. к. это представлением о том, было бы бы соблазнили мать, сестру. В поздних работах что при личность реагирует комплексом защитных из которых одна играет роль. Это быть уход, сопровождающийся символическим действием (например, хлопнув дверью) с. 217]. Теория научения (бихевиоральная гласит, что представляет собой поведение в процессе через наблюдение способа действий и подкрепления. Теория научения – это человеческого поведения, на образец. Образец как средство воздействия, благодаря возможно формирование или способа человека, вследствие уделяется большое родителей на детей агрессивному (агрессивные родители – дети). Эта утверждает, что чаще человек агрессивные действия, совершенней становятся действия. Большое имеет успешность действий: достижение при проявлении может заметно силы и мотивации, а – силу тенденции торможения. Другим элементом является подкрепление – действие, усилить определенную (словесные или обращения – похвалы, улыбка, жесты любви). Различают формы подкреплений: 1) подкрепление – это стимул, который за реакцией, ее или на том уровне; 2) подкрепление – это устранение которого реакцию. Существует и способов подкрепления, к распространенным относятся и наказание. 1) вслед за ребенка положительно средство, то – положительное поощрение. Например, за пятерку; 2) положительное подкрепление после реакции то результат – наказание (за нет похвалы); 3) за реакцию отрицательное подкрепление, положительное наказание. Например, испытывает недостаточное и совершает кражу, от родителей – а трепка – это наказание, т.е. он внимание родителей; 4) отрицательное подкрепление после реакции, результат отрицательное поощрение. Например, который плохо в третьей четверти а учитель не но и не его, отсюда от критики ребенком как [8, с. 4]. Что касается исследовательской проблемы, то существует доказательство того, что если ребенок ведет себя агрессивно и при этом получает положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем возрастет, что в концов сформирует агрессивно реагировать различные раздражители, а развивать низкую враждебности [4, с. 11]. В время теория научения является из наиболее в предсказании агрессивного его объяснении и коррекции. всей несхожести подходов, все подводят к важному выводу: формирующуюся необходимо научить благожелательному, гуманному к людям. Если не делать, обижать людей легко научится [4, с. 53]. Таким существует три подхода в объяснении агрессивности. Первый теории, в которых трактуется как инстинктивное свойство человека. В второго подхода перекликающегося с первым) описывается как реакция на фрустрацию. Третий концепцию, рассматривающие как характеристику формирующуюся в результате научения. В время одной наиболее эффективных в агрессивного поведения, объяснении и коррекции теория социального научения. Эта гласит, что представляет собой поведение в процессе через наблюдение способа действий и подкрепления. 1.2. Особенности агрессивного поведения у Напряженная, неустойчивая экономическая, экологическая, логическая обстановка, в настоящее в нашем обществе, уславливает различных отний в личностном и поведении людей. Среди особую тревогу не только отчужденность, повыая тревожность, опустошенность но и их жестокость, агрессивность. В условиях особ актуализируется анализ блемы агрессивного детей подросткового и своевременная его коррекция. Особую приобретает данная п с учётом того, проблема конфликтов, трудностей – из самых и острых в раз и воспитании подростков. С чала научного подросткового периода этим возрастом названия «критического», «», «конфликтного», что в его образной как периода « и натиска», «бушевания и жения». В этот происходит не перестройка ранее психологических но и возника новые образования, общая направленность в норм поведения. К возрасту многочисленные дефекты к которым можно ести: нарушения эмоциональной безответственность и недостаточную в себе, повы тревожность. В подростко возрасте в силу и противоречивости растущих людей, и внешних условий развития могут ситуации, которые ход личностного новления, объективные предпо для возникновения поведения. Однако объяснения агрес действий молодых л затрудняются что не в обыденном созн но в профессиональных гах и во теоретических концеп явление агрессии весьма противоречивые толкования. В время изучение проводится в русле традиционных направлений в психологии. В висимости от в чем авторы источник агрессии, классифици имеющиеся исследования образом: 1) базирующиеся на нии врожденного агрессии у человека. Большое в них уделя изучению биологических торов ра таких, как у человека разрушительного инстинкта, обмена веществ, аномалии, связь поведения с определенными мозга, влияние поражений центральной системы и т.д.; 2) признающие «вы», прижизненно приобретаемый р агрессии. Здесь различн воспринимаемые ребенком ли агрессивного окружающих, наприме наказание, либо подкрепляющие агрессивные дейст ребенка. Однако изолированного роли отдельных в формировании агрессии ественно снижает и надежность в исследовании резуль вследствие их вости. Так, С. Бижу и Д. Баер что агрессивную могут подкре любые систематически ющиеся вслед агрессией социальные [2]; 3) основанные на стемном подходе к источников агрессии. В Л.С. Выготский что в основе лежит врожденный рефлекс, однако е реализация подвергается чительной трансформации в социализации ребенка в от складывающихся ошений с окружающей [12]. Существование между и повышенной возбу нервной системы слабом дейс активного торможения чал Н.Д. Л [8]. Поскольку ства нервной передаются по и в результате может унаследовано нарушение между процессами и торможения в сторону и слабоконтролируемой Н.Д. Левитов значимость изучения социальных условий которые спосо перерастанию этих ков к наступательным в агрессивные формы поведения. Третий к изучению агрессии дставляется наиболее тальным, позволяет преодо свойственные первым группам исследований и оторванность от жизнедеятельности ребенка. Он воляет учесть фактор раз ребенка – его активность в взаимоотношений со , а также изучить влияния или иных на форми агрессивного поведения и сивности как черты. В в Большом словаре редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко следующее понятие «Агрессия – это ванное деструктивное противоречащее (правилам) сосущество людей в обществе, вред объектам приносящее физиче ущерб вызывающее у них хологический дискомфорт переживания, состояния страха, и т.п.)» [3]. В д определении агрессия сматривается не как поведение ма реагирования различные не в физическом и психиче отношении жизненные причиняющее вред и другим, но и любые действия, целью дос подобных негативных ледствий. В работах, проблемам воспитания подростков, а также социальным отклонениям, из первых занимает проблема ссивности. Многие отмечают, о агрессивность затрудняет способление детей к жизни в обществе и значительную роль в лоняющемся поведении нолетних. Агрессивные часто обна целый ряд свиде о значительных эмоальных нарушениях. Они, правило, раздражительны, вспыльчивы, затрудняет их с окружающими и создает трудности с точки их воспитания. Агрес поведение вызывает ветствующую реакцию а это, в свою ведет к усилению вности, то возникает ситуа порочного круга. Таким исследование агрессивного детей и молодежи еще и потому, оно существенным сказывается на и интенсивности агрес насильственных действий возрастных групп . Готовность к агрессивному нию рассматривается [6, 10, 13, 14] устойчивая черта ности – агрессивность. Из возможных мотивов сивного поведения в силу своей у и вхождения в струк личности, способна общую тенденцию более того – путь личности, и заслуживает особого внимания. Показателем является количество реакций, имеющих в действительности или ихся в фантазиях. Лица, щиеся высокой ведут себя образом в различных по отно к большинству людей и личных социальных объектов. Интенсивность и агрессивных зависят от дыдущего опыта, норм и стандартов, реактивности нервной силы и равновесия процессов, а также восприятия и интерпретации раздражителей, способных агрессию. Ряд рассматривают поведение как на аверсивные среды, которые негативные переживания осознаются как неприятные. Таким агрессивность можно делить как характеристик приобретенную и зафиксирован в процессе развития на основе научения и заключа в агрессивных реакциях различного раздражители. Всё изложенное позволяет что агрессия форма поведения в прямой зависимости комплексного личн образования, детермини и направляющего реализацию поведения. Агрессивное занимает одно доминирующих мест нарушен поведения в подростковом расте. Под поведения поются преднамеренные непреднамеренные не свойственные нормам в обществе. Так, А.Е. Личко выделяет следующие нарушений поведения побеги из и бродяжничество; нар суицидальное поведение; агрессивное поведение; огическое фантазирование и би; дисморфобии; и навязчивости; влечение. По И. Кона в подростковом возрасте часто проявляются виды нарушений как алкоголизация, поведение, наркотизм, поведение, суицидальное сексуальные девиации гомосексуализм). Учитывая обстоятельство, что в период происходит физиологических и изменений, фоне которых и агрессивное рассмотрим да некоторые изменения, с подростком. Центральным образованием возраста является ство взрослости. Оно к формированию в самоутверждении и независимости, проявляются в стремлении признания своей близкими и занять место в семье, и в кругу сверстников. Необходимость этих потребностей в изменении сферы о отдаления от поиска группы. Стремление к обуслав противодействие навязыва мнениям, отрицание сомнение в общественных правилах, обычаях. Это втягивает молодых людей в конфликт, который может вызвать появление весьма изменчивых, импульсивных, с трудом предсказуемых эмоций, враждебности, негативизма. Нужно отметить, что агрессивность в личностных характеристиках подростков форми в основном как протеста непонимания взрослых, неудовлетворенности своим нием в обществе. Кроме агрессия может вызвана необходимостью себя или свои потре в ситуации, в которой стущий человек видит иного кроме драки, по крайней словесных угроз. Тем что для торых подростков в драках, ут себя в глазах с помощью кулаков устоявшейся формой отражающей нормы, в определенной социальной группе. Л.М. Семенюк в своих исследованиях что агрессивность также связана с статусом его семьи. Установлено, уровень физической наиболее выражен у из рабочих (рабочие промышленных шахтеры, строители, работники). Вместе с у подростков этих отмечается минимальный негативизма. Вербальные агрессивного поведения для большинства из сферы среднего звена и работников. В то время эти отличаются невысоким физической формы поведения. По косвенной агрессивности первом месте из семей работников и семей служащих. Повышенным отличаются подростки среды руководящих и интеллигенции (врачи, инженеры). Оказалось, менее всего агрессивное поведение у из среды работников, а наиболее являются дети работников. Наказания, взрослыми, следует рассматривать как агрессии, могут стать лью агрессивного поведения. Так, агрессивных детей значительной агрессивностью отношению к окружающим лицам (как к так и к посторонним), применяют физические по отношению к сыновьям. У фактором, влияющим на сивность детей, терпимость к их поведению. Одной наиболее важных является агрессивному поведению. На месте здесь влияние родителей, ссоры и ки между а также агрессив поведение родителей отношению к другим людям. Большую у педагогов и психологов модели агрес демонстрируемые по телевидению. И не случайно, и вербальная и фи агрессия на телеэкран вовсе не редкость. Почти контрольное распространение всем каналам массовой информации продукции, насыщенной ми насилия, в неокрепших подростков идеал постоянно соперников и вра с которыми необходимо беспощадную борьбу. Способы борьбы – исключительно физические. Агрессивность в «произведениях культуры» уже как качество, необходимое « парню» или ушке в их жизни. Исслея показали, что о насилии, к тому же показом действий, неволь провоцирует (даже взросло тем более на жесткость, реакцию. Р. Бэрон и Д. Ричардсон 1] отмечают, что проведены эксперименты, торые подтвердили между просмотром содержащих сцены и агрессивным поведением. Было что «подростки, смотрящие или телепередачи со насилия, более ». Агрессивные подростки, всем различии личностных характеристик и поведения, отличаются общими чертами. К чертам относится ценностных ориентаций, примитивность, ствие увлечений, запросов, узость и интересов, в том сле и познавательных. У детей, правило, низкий интеллектуального повышенная внуша подражательность, нераз нравственных представлений. Им эмоциональная грубость, как против так и против взрослых. У таких наблюдается крайняя (либо максимально ая, либо отрицательная), тревожность, страх ед широкими конфликтами, неумение находить из трудных преобладание защитных над другими регулирующим поведение. Вместе с среди агрессивных ростков и дети хорошо теллектуально и социально развитые. У агрессивность выступает поднятия престижа, своей самостоятельности, взрослости. Специалисты выделяют 4 гру подростков на определенного поведения, с учетом их личности. Первую подростков характеует устойчивый аномальных, примитивных потребностей, к потребительскому времяпрепровождению, ценностей и отношений. Эгоизм, душие к переживаниям неуживчивос отсутствие авторитетов ются типичными этих детей. Они циничны, оз грубы, вспыльчивы, драчливы. В их преобладает физическая агрессивность. В группу составляют ки с деформированными ценностями. Обладая или менее ким кругом они отлич обостренным индивидуализмом, занять привилегированное за счет слабых, младших. Их импульсивность, быстрая настроения, лжи раздражительность. Стремление к енению физической проявляется у ситуативно и лишь тех, кто слабее. Т группу подростков ризует между деформирован и позитивными потребностями, отношениями, взглядами. Они односторонностью инв, приспособленчеством, ством, лживостью. Эти не стремят к достижениям, успеху, апатичны. В поведении преобладают и вербальная агрессивность. В группу входят которые отличаются деформированными потр но в то время, отм определенных интересов и ма ограниченным общения. Они мнительны, заискивают сильными товарищами. Для детей тип трусливость и мстительность. В поведении вербальная агрес и негативизм [12]. Таким изучение психолого-педагогической по проблеме что агрессивные подростков выступают: в средства достижения цели; как психологической разрядки, блокированной потребности и деятельности; как удовлетворяющая потребность в и самоутверждении. На поведение подростков влияние оказывают и средства массовой (в первую кино и телевидение); из главных научения агрессивному является наблюдение чужой агрессией. 1.3. Профилактика поведения среди с девиантным поведением Проявление в учебных заведениях проблемой, которая больше волнует и родителей. Поведение по отношению к другу выглядит более деструктивным. Многими указывается, что является одной важнейших характеристик поведения. Каждая должна обладать степенью агрессивности. Отсутствие приводит к пассивности и ведомости. Чрезмерное развитие начинает весь облик которая может конфликтной, неспособной сознательную кооперацию и т.д. Молодежь собой одну общественных групп, развитие которых связано с главными строительства нового, общества. Она двигателем прогресса в силой, обеспечивающей различных научных и целей, источником и разнообразных тенденций, идей, общественных и проблем. Поэтому эта группа особо важный в вопросе изучения . Различные авторы в исследованиях по-разному агрессию и агрессивность: врожденную реакцию для «защиты территории» (Лоренд, как стремление к (Моррисон), реакцию на враждебную окружающую действительность Фромм). Очень распространение получили связывающие агрессию и (Маллер, Дуб, Доллард). Агрессия, агрессивное поведение, как «целенаправленное уктивное поведение, щее нормам и сосуществования людей в наносящее вред нападения (одушевленным и причиняющее физический людям или у них отрицательные состояния напряженности, подавленности и т.д.». Под поведением (агрессией) адресованное другому группе лиц собственной личности характеризующееся инициативностью и целью агрессии причинение вреда, ущерба, а специфич способом достижения - применение силы угроза ее применения. К квалифицирующим то иное действие агрессивное, относятся основные черты: 1) субъект-субъектного или взаимодействия; вне общения агрессии существует, и в этом она рассматривается патологическая форма взаимодействия; 2) признака инициативы и действий против человека или 3) наличие или результата заключающихся в причинении нанесении ущерба; 4) в качестве способа цели непосредственного силы, угрозы применения или трации превосходства в [24]. Агрессивное описывается тремя факторов: субъектными характеризующими психическую агрессора, такими, как инициатива, агрессию эмоция относительно низкий эмпатии), объектными степень изменения разрушения объекта) и оценочными факторами, как морально-этические или уголовный кодекс. Сама себе агрессивность делает субъекта опасным, так с одной стороны, между агрессивностью и не является а, с другой, акт агрессии не принимать опасные и неодобряемые формы. Однако по себе поведение «злонамеренностью» обладает, таковой делает мотив те ценности, достижения и обладания активность разворачивается. Внешние действия могут сходны, но мотивационные компоненты противоположны. Исходя этого, можно агрессивные проявления два основных 1 - мотивационная агрессия, самоценность; 2 - инструментальная, средство (подразумевая этом, что и и другая могут как под сознания, так и его, и сопряжены с переживаниями: враждебность) [13]. Практических в большей степени интересовать мотивационная как прямое реализации присущих деструктивных тенденций. Определив таких деструктивных можно с большой вероятности прогнозировать проявления открытой агрессии. Становление поведения – сложный и процесс, в котором действует множество факторов: агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Не вызывает сомнений необходимость профилактики агрессивного поведения в том числе и среди молодежи. Актуальность вопроса, настолько что к решению проблемы уже обращались, и будут в последующие годы и снова. Рассмотрение и особенности агрессивного выявление факторов подобного поведения выяснить многофакторный особенностей агрессии и агрессивное поведение различных возрастных этапах. Результаты исследований показывают, тип агрессии, и уровень будут к примеру, в полных и полных семьях, а же отличаться гендерному признаку и т.д.. Следовательно, и психокоррекционную работу проводить с учетом различий. Агрессивное молодежи имеет многофакторную природу, изучение требует, первых, реализации подхода, выявляющего и взаимосвязь неблагоприятных во-вторых, применение анализа, в-третьих, междисциплинарного подхода, предполагает использование таких отраслей как возрастная, педагогическая, медицинская. Системный индивидных, личностных, -психологических и психолого- факторов, обуславливающих отклонения в поведении людей, позволит наметить при воспитательно-профилактической с целью коррекции и агрессивного поведения молодежи. ГЛАВА . ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОВЕДЕНИЕМ 2.1. Методы исследования Агрессивность качественную и количественную характеристики. Как и свойство, она различную степень от почти отсутствия до предельного развития. Каждая должна обладать степенью агрессивности. Отсутствие ведет к пассивности, конформности и т.д. Чрезмерное ее начинает весь облик которая может конфликтной, неспособной к кооперации, и т.д. Сама себе агрессивность делает субъекта опасным, так с одной стороны, связь между и агрессией не жесткой, а, с стороны, сам агрессии может принимать сознательно и неодобряемые формы. В сознании агрессивность синонимом «злонамеренной ». Однако само себе деструктивное «злонамеренностью» не таковой его мотив деятельности, ценности, ради и обладания которыми разворачивается. Внешние действия могут сходны, но мотивационные компоненты противоположны. Исходя этого, можно агрессивные проявления два основных первый - мотивационная как самоценность, - инструментальная, как (подразумевая при что и та, и могут проявляться под контролем так и вне и сопряжены с эмоциональным гнев, враждебность). В психологов более мотивационная агрессия прямое проявление присущих личности тенденций. Определив таких деструктивных можно с большой вероятности прогнозировать проявления открытой агрессии. [17] Одной подобных диагностических является опросник Басса-Дарки. А.Басс, ряд положений предшественников, разделил агрессии и враждебности и последнюю как: « развивающую негативные и негативные оценки и событий». Создавая опросник, дифференцирующий агрессии и враждебности, и А.Дарки выделили виды реакций с. 140]: 1. Физическая - использование физической против другого лица. 2. Косвенная - окольным путем на другое или ни кого не направленная. 3. Раздражение - к проявлению негативных при малейшем (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм - манера в поведении пассивного сопротивления активной борьбы установившихся обычаев и законов. 5. Обида - и ненависть к окружающим действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность - в от недоверия и по отношению к до убеждения в что другие планируют и приносят вред. 7. Вербальная - выражение негативных как через (крик, визг), и через содержание ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство - выражает возможное субъекта в том, он является человеком, что зло, а также им угрызения совести. Вопросник из 75 на который отвечает «да» «нет». (См. Приложение 1.). При вопросника авторы следующими принципами: 1. Вопрос относиться только к форме агрессии. 2. Вопросы таким образом, в наибольшей степени влияние общественного ответа на вопрос. Ответы по восьми следующим образом: 1. Физическая «да»=1, «»=0: 1, 31, 41, 55, 62, и «нет»=1, »=0 - 9 и 7 утверждения. 2. Косвенная: «»=1, «нет» 2, 10, 34, 42, 63 и «нет» «да»=0 - и 49. 3. Раздражение: «»=1, «нет» 3, 19, 43, 50, 64, 72 и «»=1, «да» - 11, 35, 69. 4. Негативизм: «»=1, «нет» 4, 12, 28 и «нет» «да»=0 - 36. 5. Обида: «»=1, «нет» 5, 13, 29, 37, 51, 58. 6. Подозрительность: «»=1, «нет» 6, 14, 30, 38, 52, 59 и «»=1, «да» - 33, 66, 75. 7. Вербальная «да»=1, «»=0: 7, 23, 31, 53, 60, 73 и «нет» «да»=0 - 66, 74, 75. 8. Чувство «да»=1, «»=0: 8, 24, 32, 47, 54 67. Используя методику, следует о том, что как свойство и агрессия, как поведения, могут поняты в контексте анализа мотивационно-потребностной личности. В дальнейшем исследовании приняли участие 15 детей, среди которых в ходе наблюдения было отобрано 2 ребенка, которые стали объектом дальнейшего диагностического обследования, т. к. чаще других демонстрировали агрессивное поведение : Сергей В. -14 лет (8 класс) Кирилл М. – 14 лет (8 класс) С ними были проведены следущие методики: № Название Цель 1 Проективная методика «Кактус» Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности 2 Проективная методика «Несуществующее животное» Диагностика личностных особенностей 3 Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Позволяет выявить агрессивного ребенка и помочь адаптироваться ему в детском коллективе 4 «Шкала прямой и косвенной агрессии» Используется для определения уровня того или иного типа агрессии Таблица 1 2.2. Анализ исследования В иссле участвовали подростки 9 классов Государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Тульский областной центр образования» Отделение №2 в 15 человек. 8 и 7 мальчиков. Для уровня агрессии у и девочек был тест Басса – [17]. Результаты в таблице 2. Таблица 2 Диагностика агрессии у подростков Басса – Дарки Шкала Кол-во подростков Девочки 8 Мальчики 7 человек в % в % № 15 человек Низкий Средний уровень Высокий Низкий уровень Средний Высокий уровень Физическая 4 50% 3 37,5% 1 12,5% 1 14% 2 29% 4 57% Косвенная 3 37,5% 1 12,5% 4 50% 2 29% 4 57% 1 14% Раздражение 3 37,5% 4 50% 1 12,5% 1 14% 2 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: